
Российские банки могут не заблокировать, но на время приостановить подозрительный платёж, который совершил их клиент. При необходимости с ним попытаются связаться, чтобы уточнить — точно ли он сам провёл операцию. Об этом, а также о признаках подозрительных платежей, рассказал замдиректора Департамента информационной безопасности Банка России Артём Сычёв.
В интервью "Радио Sputnik" он отметил, что нет какого-то единого критерия. Их не меньше 50, а в некоторых крупных банках до полутора тысяч. Оценку операций производят антифрод-системы, созданные для борьбы с мошенничеством. И зависит всё от типичного поведения пользователя, которое зафиксировано в его профиле.
"Например, если вы обычно совершаете покупки у себя рядом с домом и вдруг неожиданно совершаете покупку на другом конце мира где-нибудь в Юго-Восточной Азии, естественно, такое платежное поведение для кредитной организации будет основанием предположить, что против вас как клиента идет целенаправленная атака", — пояснил Сычёв.
Другой пример — операция с крупной суммой, хотя обычно человек оперирует небольшими. В подобных случаях банк должен принять меры — связаться с клиентом. Если человек подтвердит, что операцию совершил он, банк её разблокирует. Но и если с клиентом не получилось связаться, по закону операцию тоже нужно продолжить. На каком-то этапе за сотрудника банка себя может попытаться выдать мошенник.
"Задача злоумышленника – создать впечатление у пользователя, что с его деньгами что-то происходит. Звонки якобы от службы безопасности или от правоохранительных органов и дальнейший разговор о подозрительных операциях – сценарий как раз вокруг такого страха. Если у вас есть сомнение, что с вашими деньгами что-то произошло, то сами перезвоните в контакт-центр банка. Номер телефона можно найти на обратной стороне вашей платежной карты", – напомнил Артем Сычев.